ЛАГЕРКВИСТ
Пер (23 мая 1891 г. – 11 июля 1974 г.)-шведский
романист, поэт и драматург Пер Фабиан Лагерквист родился в маленьком городе
Вексьё в Южной Швеции. Он был младшим из семерых детей Иоганны (Блад) Лагерквист
и Андерса Йогана Лагерквиста. Его отец сначала работал на ферме, а затем стал
путевым обходчиком на железной дороге. Будучи школьником, Пер читал
«Происхождение видов» Чарлза Дарвина и другие работы, которые формировали у него
представления, сильно отличавшиеся от консервативных взглядов его лютеранской
семьи. После окончания школы в 1910 г. он в течение двух лет изучал искусство и
литературу в Упсальском университете.
Литературный
дебют Л. состоялся в 1912 г., когда он опубликовал несколько пылких
стихотворений и повесть «Люди» («Manniskor»). В 1913 г. писатель едет в Париж,
где большое влияние на него оказывает современная живопись; особенно восхищался
Л. дерзкой энергией фовистов и интеллектуальной упорядоченностью кубистов. В
этом же году он опубликовал эссе «Искусство слова и изобразительное искусство»
(«Ordkonst och bildkonst»), в котором отвергал натурализм, противопоставляя ему
скандинавский и греческий эпос. Это критическое эссе оказалось первой работой,
которая привлекла внимание к Л., и вскоре он воплотил собственные теории в
сборнике поэзии и прозы «Мотивы» («Motiv»), который вышел в 1914 г., а также в
сборнике новелл «Железо и люди» («Jam och manniskor» 1915).
В 1916 г. Л.
добился признания, опубликовав поэтический сборник «Тоска» («Angest»), который
считается первым шведским экспрессионистским произведением. Яркая образность
этой книги, ее рваный стиль отразили интерес Л. к фовизму и кубизму. В «Тоске»
также выразились боль и отчаяние, вызванные бедствиями первой мировой войны.
Американский поэт и критик Кеннет Рексрот писал в «Американском поэтическом
обозрении», что «Тоска» говорит не только об утрате политических иллюзий, но и о
душевной раздвоенности писателя.
Почти всю
первую мировую войну Л. прожил в нейтральной Дании. В это время он много писал
для театра. Его первая опубликованная пьеса «Последний человек» («Den sista
manniskan», 1917) изображает глубокие страдания последнего оставшегося на земле
человека и продолжает тему отчаяния, вызванного войной. В эссе из сборника
«Театр» («Teater», 1918) Л. выступает против натуралистической драмы и
восхищается поздними символическими пьесами Августа Стриндберга. Именно влиянием
Стриндберга объясняется связь между драматическим творчеством Л. и немецким
экспрессионизмом.
В 1919 г.,
работая театральным критиком в стокгольмской газете «Свенска дагбладет» («Svenska
Dagbladet»), Л. опубликовал поэтический сборник «Хаос» («Kaos») и пьесу
«Небесная тайна» («Himlens hemlighet»), наиболее удачную из его ранних пьес, в
которой выражается глубокий пессимизм Л., его убежденность в том, что если жизнь
кажется человечеству высшей ценностью, то это следствие полного безразличия к
Богу. Эту же тему писатель развивает в повести «Вечная улыбка» («Det eviga
leendet», 1920). В этой повести герои разговаривают с Богом, спрашивая Его, для
чего Он их создал. Бог отвечает, что у Него не было определенной цели, но он
сделал все наилучшим образом. Этот ответ оставляет людей в растерянности. Они не
нашли той духовной поддержки, в которой нуждались. И это заставляет их искать
духовную опору не в божественной силе, а внутри себя.
В 20-е гг. Л.
много путешествует, посещает Францию и Италию, и пессимизм его в эти годы
начинает смягчаться, а стиль становится более конкретным и не таким манерным.
Поэзия этого периода – сборники «Путь счастливого человека» («Den lyckliges
vag», 1921) и «Песни сердца» («Hjartats sanger», 1926) – наполнена простотой и
оптимизмом, которые отсутствуют в его ранних произведениях.
Помимо сборника
коротких рассказов «Злые саги» («Onda sagor», 1924), Л. написал две книги,
которые многие критики сочли самыми личными произведениями Л.: «Гость
действительности» («Cast hos verkligheten», 1925) и «Завоеванная жизнь» («Det
besegrade livet».
1927). В книге
«Гость действительности» рассказывается о детстве писателя, о том, как его с
ранних лет преследовала идея смерти. «Завоеванная жизнь» – это сборник
философских размышлений, в котором излагаются взгляды автора на собственное
творчество и на мир. По мнению американского критика Альрика Густафсона, эти
произведения утверждают веру Л. в «нерушимый дух человека» и «конечную победу
добра над злом». Кроме того, обе книги демонстрируют высокую повествовательную
технику Л., который пишет простым языком, ясно и на редкость целенаправленно.
К
драматургическим произведениям Л. относится также пьеса «Человек, который прожил
жизнь» («Han som fick leva от sitt liv.» 1928). Эта и другие пьесы, написанные в
30-е гг., отличаются большим правдоподобием, использованием повседневного языка.
По мере того
как в 30-е гг. росла угроза фашизма, творчество Л. становилось все более
гуманистическим по духу, писатель подчеркивал необходимость бороться со злом.
Хотя Л. объявил о своей гуманистической программе в поэтическом сборнике «У
костра» («Vid lagerelden», 1932) и в пьесе «Король» («Konungen», 1932), самый
суровый приговор тирании он вынес в «Палаче» («Bodeln»). Эта повесть, написанная
в 1933 г. и переработанная в пьесу под тем же названием в 1934-м, строится на
сопоставлении средневековья и нашего времени, подтверждая известную мысль о
неистребимости зла. Политические и социальные проблемы, возникающие в
предвоенной Европе, продолжают доминировать в творчестве Л. на протяжении 30-х
гг. В драме «Человек без души» («Mannen utan sjal» 1936) автор показывает, как
перерождается, влюбившись, политический террорист, который служил злу, а
начинает служить добру. В «Победе во тьме» («Seger i morker». 1939) выведены два
брата-близнеца, один – государственный деятель, демократ, другой – продажный
демагог. Вторжением Германии в Данию и Норвегию навеяны многие стихи Л. из
сборника «Поэзия и бой» («Sang och strid».
1940),
опубликованного в год избрания писателя в члены Шведской академии. Л. продолжает
писать стихи и пьесы, однако самой значительной работой этого периода является
аллегорический роман «Карлик» («Dvargen», 1944) – история жизни злобного
карлика, жившего во времена итальянского Возрождения, которая, по сути, содержит
острую критику фашизма, а также человеческой жадности, лицемерия и злобы. В
драме «Дайте людям жить» [«Lat manniskan leva», 1949) перед нами проходят судьбы
тех, кто стал жертвой нетерпимости, среди них есть и вымышленные персонажи, и
исторические личности, включая Сократа, Христа, Жанну д'Арк.
Роман «Варавва»
(«Barabbas») был опубликован в 1950 г. и сразу же привлек внимание критиков и
писателей, в том числе Андре Жида, который назвал этот роман «замечательной
книгой». Рассказывая историю жестокого разбойника, которого, в отличие от
Христа, освободили от распятия, писатель говорит о попытке человека обрести
Бога, о необходимости иметь веру. Анализируя роман «Варавва» в «Атлантик Мансли»
(«Atlantic Monthly»), Чарлз Роло называет его «настоящим шедевром». Многие
критики также сошлись на том, что никогда еще евангельская история не была
рассказана с такой достоверностью и духовной силой. Переведенный на 9 языков,
«Варавва» нашел самый широкий отклик у критиков и является самой популярной
книгой писателя. В 1952 г. по этому роману был снят фильм.
В 1951 г. Л.
была присуждена Нобелевская премия по литературе «за художественную силу и
абсолютную независимость суждений писателя, который пытался в своем творчестве
найти ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством». Член Шведской
академии Андерс Эстерлинг сказал, что «Л. принадлежит к тем писателям, которые
смело и открыто обращались к самым насущным вопросам человечества,
фундаментальным проблемам нашего существования». Л., человек стеснительный и
замкнутый, от ответной речи отказался. Вместо этого после нескольких слов
благодарности за награду он прочитал отрывок из книги «Миф человечества» («Myten
on manniskorna»), написанной за 30 лет до того и неопубликованной.
В последующие
годы Л. продолжал плодотворно трудиться; закончил девятый сборник стихов
«Вечерняя земля» («Aftonland», 1953), написал еще пять романов: «Сибилла» («Sibyllan»,
1956), «Смерть Агасфера» («Ahasverus dod» 1960), «Паломник в море» («Pilgrim pa
havet», 1962), «Священная земля» («Det heliga landet», 1964) и «Мариамна» («Маriamne»,
1967). Все эти романы тесно между собой связаны, в них поднимается тема любви,
которая решается в духе контрастной символики.
Будучи
чрезвычайно замкнутым человеком, Л. отделял личную жизнь от профессиональной. В
1918 г. он женился на Карен Дагмар Иоганне Сёренсон. В 1925 г. они развелись, и
в том же году писатель женился на Элен Хальберг, вдове шведского художника Йёста
Сандельса. Л. умер 11 июля 1974 г. от паралича в стокгольмской больнице в
возрасте 83 лет.
«Чувство
отчужденности – главная тема литературы XX в., и в этом смысле Л. близок таким
писателям, как Франц Кафка и Альбер Камю, – писал в 1971 г. шведский критик
Гункель Мальм-стрём. – Л. из тех, кого борьба против дегуманизации человечества
привела к поиску скрытого Бога, решению метафизических загадок жизни».