|
Литература Финляндии.
История, становление, развитие.
В СРЕДНИЕ ВЕКА В ФИНЛЯНДИИ существовало богатое народное творчество — фольклор на финском языке,
но от этой эпохи не сохранилось письменных памятников. Первые лит-ые
произведения вышли в середине XVI в. Абоский епископ Микаэль Агрикола
(1506—1557) издал букварь финского языка (ABCkiria, 1542) и ряд религиозных книг
(Rucouskiria Bibliasta, 1544 и др.).
После этих первых изданий последовал долгий
перерыв. В эпоху феодализма в Ф. л. не появлялось ничего, заслуживающего
внимания. Финляндия была как в экономическом, так и в политическом и культурном
отношениях всецело под владычеством Швеции. Кроме того церковь и феодальная
система ставили преграды культурному развитию. Издавалась только религиозная
лит-ра силами церкви, монастырей и дворянства.
Ф. л. начала развиваться лишь в XIX в., в период
роста капиталистических отношений в стране. В то время в Финляндии сложилось
национальное движение, отразившееся в лит-ре, к-рая играла в этой борьбе
активную роль. Лит-ым стилем Ф. л. первой половины XIX в. был романтизм,
пронизанный национально-освободительными тенденциями. Идейно Ф. л. этого времени
была направлена как против шведского дворянства, занимавшего привилегированное
положение в стране, так и против преград, к-рые ставились царизмом. (В 1809
Финляндия вошла в состав России.) В среде писателей-романтиков наметился
значительный интерес к национальному прошлому, а также к народному искусству.
Начался сбор и издание фольклорного материала. В 30-х и 40-х гг. были изданы:
карельский эпос «
Калевала»
, «Кантелетар», сборники сказок, заклинаний, загадок, пословиц и т. д., к-рыми
была создана как языковая, так и художественная основа для развития
художественной литературы.
Уже Г. Г.
Портан (1739—1804) пробудил интерес к финскому народному творчеству,
а З. Топелиусом старшим (1781—1831) был издан первый сборник образцов народного
творчества. Последователи Э. Леннрота
(1702—1884), издавшего «Калевалу» (1835), «Кантелетар» (1840—1841) и другие,
сосредоточились на изучении древней Ф. л. и фольклора. Для пропаганды
патриотически-национальных идей стал издаваться календарь «Aura» (1817—1818) и
журнал «Мехиляйнен» (Mehiläinen, 1819—1823), в к-рых выставлялось требование
сделать финский язык государственным языком. Однако эпоха реакции, наступившая
после революционного взрыва 1848 и охватившая также Финляндию, затормозила
развитие литературы, попавшей в жестокие тиски царской цензуры. В ту эпоху
царское правительство разрешало на финском языке печатать книги только
религиозного содержания или по сельскому хозяйству. Из писателей, стремившихся к
утверждению финского языка, назовем Якова
Ютейни ( 1781—1855), сторонника просветительно-патриотических
идеалов; лириков Самуэля Густава Берга
, а также П. Корхонен
(1775—1840), Олли Кюмяляйнен,
Антти Пухакка , описавших
народную жизнь в восточной Финляндии.
Расцвет национально-патриотической литературы в
Финляндии наступил в 60-х гг. XIX в., после некоторого ослабления цензурных
стеснений. Лучшие прогрессивные лит-ые силы страны группировались около кружка
Рунеберг —
Топелиус —
Снелльман. Из писателей,
воодушевленных поэтическими идеалами этой эпохи, укажем на А.
Альквиста, псевдоним А. Оксанен (
1826—1889), принимавшего участие в основании первой политической газеты на
финском языке — «Суометар» (Suometar, 1847). Альквист много путешествовал по
Финляндии и России, собирая финские руны, саги и изучая финский язык. Некоторые
его путешествия по России описаны в «Muistelmia matkoilta Venäjällä vuasina,
1854—1858 (1859). В своих лирических стихах, изданных под заглавием «Säkenia»
[1860—1868], он умело применяет различные новые формы стихосложения на финском
языке, высказывая вместе с тем глубокие искренние чувства.
Ю. Крон
(псевдоним Суонио)— автор
лирических стихов и новелл «Kuun tarinoita, 1889 («Рассказы луны»), имеет
большие заслуги в области финского литературоведения. В своей широко задуманной
«Suomalaisen kirjallisuuden historie он осуществил подробный разбор «Калевалы».
Его работу продолжал его сын Каарле Крон,
давший ценные исследования «Кантелетар» и обработавший лекции своего отца по
истории лит-ры на финском языке.
К этому времени относится и зарождение драмы на
финском языке. Первую попытку в этом направлении сделал еще Я. Ф.
Лагервалль (1787—1865), издавший в
1834 переделку «Макбета» Шекспира, «Ruunulinna» и несколько других драматических
произведений. «Silmänkääntäjä» Пиетари
Ханникайнена является первой комедией на финском языке. Жозеф Юлиус
Векселль (1838—1907), поэт, автор стихов в романтическом духе, отмеченных
влиянием Гейне, издал в 1863 пьесу «Daniel Hjort» на тему о борьбе в Финляндии
между Сигизмундом и герцогом Карлом; Густав
Адольф Нюмерс ( 1848—1913) пользуется известностью как автор бытовых
комедий: «За Куопио» (Kuopion takana, 1904), «Pastori Jussilainen» и
исторической пьесы «Klaus Kurki ja Elina» . Но основоположником драмы на финском
яз. является Алексис Киви или Стенвалль (1834—1872). Из его драматических
произведений назовем трагедию «Куллерво» (Kullervo, 1864), пьесу «Леа» (Lea,
1869) и замечательную комедию из народной жизни «Nummisuutarit», 1864
(«Деревенские сапожники»). Его «Семеро братьев» («Seitsemän veljestä», 1870) —
реалистически написанный финский классический роман из народной жизни. К числу
современных Киви писателей и, в известной степени, последователей Киви надо
отнести Каарло Бергбома
(1843—1906), основателя финского театра и драматурга; переводчика Шекспира
Пааво Каяндера (1846—1913) и
Каарло Крамсу ( 1855—1895), поэзия
к-рого проникнута непримиримостью к современному социальному строю, но не чужда
национализма.
В 80-х и 90-х гг. сильное развитие капитализма
обостряет классовые отношения и политическую борьбу. В политической жизни
появляются две новые силы — буржуазно-демократическое движение «Nuori Suomi»
(«Молодая Финляндия») и рабочее движение,
начинающее играть значительную роль в жизни страны. Младофинское движение
противопоставило себя «старофиннам», представителям консервативных групп
тогдашнего финского общества, выставляя в своей программе некоторые либеральные
и буржуазно-демократические требования — всеобщее избирательное право,
свободомыслие в религиозных вопросах и т. д. В лит-ре «младофинство» в эту эпоху
выступает с реалистическими тенденциями.
Первыми представителями идей «Молодой Финляндии»
в Ф. л. была Минна Кант
(1844—1897) и Юхани Ахо
(1861—1921). С присущей ей яркостью и силой М. Кант изображала в своих новеллах
и драмах тяжелое положение низших классов, жизнь мелкого мещанства. Ее
произведения вскрывают целый ряд язв существующего строя (угнетение рабочих,
зависимое положение женщин и др.). Весьма популярны ее драмы «Кража со взломом»
(Murtovarkaus, поставл. 1882, изд. 1883), «В доме Ройнила» (Roinilan talossa,
поставл. 1883, изд. 1885), «Жена рабочего» (Työmiehen vaimo, 1885), «Пасынки
судьбы» , новелла «Бедный народ» (Köyhää kansaa, 1866) и др.
Ю. Ахо — художник-реалист. Лучшее произведение
ранней эпохи его творчества — «Железная дорога» (Bautatie, 1884). На следующем
этапе своего творчества Ахо применяет приемы и тематику европейского
натурализма, выступая резко против общественных пороков («Одинокий») (Rauhan
erakko, написан 1890). Он касается также острых вопросов любви и брака («Жена
пастора», «Papin rouv», 1893). В 90-х гг. в творчестве Ахо усиливается элемент
лиризма. Его произведения все сильнее и сильнее окрашиваются субъективными
переживаниями («Стружки», «Lastuja», 1891—1921). Культурно-исторический роман
«Пану» (Panu, 1897) рисует разрыв между язычеством и христианством в Финляндии.
Позднее Ахо возвращается к современности: политический роман «Kevät ja
takatalvi» — «Весна и возврат земли» — изображает национальное движение в
Финляндии; в 1911 вышел роман «Юха» (Juha) и в 1914— «Совесть» (Omatunto). В
период гражданской войны в Финляндии Ахо колебался между пролетариатом и
белогвардейщиной [«Отрывочные размышления за недели восстания» (Hajamietteitä
kapinaviikoilta, 1918—1919)], а затем примкнул к финской реакции.
Арвид Иернефельдт (1861—1932)
известен своими романами на социальные темы. В них он дает яркие картины из
жизни высших и низших классов, показывает разложение буржуазного общества,
нападает на церковные догмы и обряды, по существу являясь толстовцем,
проповедующим непротивление злу.
К кружку «Nuori Suomi», рупором к-рого с 1890
была газета «Пайвялехти», принадлежал также
Сантеру Ивало, писавший
преимущественно исторические романы, а также лирик Казимир Лейно (1866—1919).
Теуво Паккала (1862—1925)
рисует в своих рассказах быт пролетарского населения финской провинции.
Особую группу составляют писатели-реалисты,
вышедшие из народа
(писатели-самоучки). Из них на первом месте надо поставить
Пиетари Пяйвяринта (1827—1913),
многие произведения к-рого переведены на иностранные языки. Заслуги этих
писателей в том, что они своими произведениями осветили жизнь так наз. «низших»
классов общества, указав на их важную роль в экономически-социальной жизни
страны. У многих представителей этой школы, кроме Пяйвяринта, напр. у
Сантери Алкио (1862—1930) и
Каупису-Хейкки (1862—1920), техника
письма и художественное изображение характеров достигли значительной высоты.
На пороге XX в. в Финляндии появляется ряд новых
писателей, обнаруживающих склонность отчасти к натуралистическому направлению,
отчасти к неоромантизму. Назовем Эйно Лейно
(1878—1926), проявившего себя во многих лит-ых областях, но сильнее всего в
лирике. Он обновил финский поэтический язык и ввел в него новые поэтические
формы. Иоханнес Линнанкоски (псевд., наст. фамилия Вихтори Пельтонен,
1869—1913), неоромантик, воспевавший проникновение капитализма в провинцию; он
известен своими романами «Эмигранты» (Pakolaiset, 1908) и «Песнь об
огненно-красном цветке» (Laklu tulipuhaisesta kukasta, 1905), переведенными на
многие иностранные языки. В последнем романе он идеализирует жизнь сплавщиков
леса и дает прекрасные описания природы. У
Майл Тальвио ( псевд. Майла Миккола, р. 1871) встречаются живые
описания природы. Айно Каллас
изображает в изысканной форме быт эстонских крестьян и жителей восточных
областей Финляндии. Пьесы и новеллы Марии
Иотун) отличаются натурализмом, освещенным мягким юмором. Такой же
характер носят романы Иоэль Лехтонен . Первые его произведения: эпическая поэма
«Пермь» (Perm, 1904), роман «Скрипка дьявола» (Paholaisen viulu, 1904), как и
последующие («Вилли» — «Villi», 1905; «Маталена» — «Mataleena», 1905, и др.)
отмечены крайним неоромантизмом и сильным влиянием поэта Э. Лейно. Начиная со
сборника «На ярмарке» (Markkinoilta, 1912), в творчестве Лейно чувствуется
некоторый уклон в сторону реализма, а в главном произведении — романе
«Путкинотко» (Putki notko, 1919—1920) — неоромантизм сменяется уже чисто
натуралистическими тенденциями.
После поражения революции в Финляндии Лехтонен
примкнул к реакционным финским писателям. К этому же поколению писателей
принадлежат: Кюести Вилькуна
(1879—1922), автор исторических романов;
Ильмари Кианто (р. 1874), к-рый в своих ранних произведениях
выступает против официальной церкви и лицемерного христианства. Кианто ненавидит
буржуазию и городскую культуру и противопоставляет ей идеал деревенской жизни, в
к-рой видит спасение для мелкого собственника -романы «Нирвана» (Nirvana, 1907),
«Святая ненависть» (Pyhä viha, 1909), «Святая любовь» (Pyhä rakkaus, 1910) и др.
Резко отличается от них реалистическая повесть «Красная черта» (Punainen viiva,
1909), где отображена жизнь бедняцких слоев северного края в связи с их
отношением к политической борьбе рабочего класса. В 1918 Кианто встал в ряды
контрреволюции и призывал к истреблению революционного пролетариата.
Вольтер Кильпи
— автор символических рассказов. Из более новых писателей назовем: Ф. Э.
Силланпяя , знатока жизни
провинции, гуманистически изображающего с.-х. рабочих. В своих сборниках
рассказов и новелл «Жизнь и солнце» (Elämä ja aurinko, 1916, «Хильда и Рагнар»
(Hiltu ja Ragnar, 1923), «Люди провожают жизнь» (Ihmislapsia elämän ssatossa,
1917) и др. Силланпяя дает яркие, психологически разработанные образы. В романе
«Благочестивое бедствие» (Hurskas kurjuus, 1919) Силланпяя знакомит читателя с
развитием капитализма в сельском хозяйстве в конце прошлого века. Рабочее
движение изображается как преходящее явление, вооруженные выступления (в
описаниях гражданской войны) Силланпяя осуждает. Силланпяя несомненно большой
мастер языка; по манере письма и, в особенности, по изображению картин природы
он напоминает Ю. Ахо. Лирик Ларин-Кюести
напоминает легкостью лирических стихов Эйно Лейно.
Отто Маннинен— выдающийся
переводчик Гейне и других западноевропейских классиков, автор стихов,
законченных по форме, отличающихся мрачным индивидуализмом. На мировоззрении
поэта В. А. Коскенниеми
сказывается влияние французских классиков, а также античных и немецких
писателей. Достойны упоминания произведения Л.
Онерва.
Конрад Лехтимяки (1883—1936) был
рабочим-железнодорожником, затем несколько лет работал секретарем районного
комитета социал-демократической партии Финляндии и до 1917 был членом
социал-демократической фракции сейма Финляндии. Дебютировал в 1908 сборником
рассказов «Rotkoista» (Из ущелья). В пьесе «Spartakus» (Спартак) он на основе
исторических материалов изображает восстание рабов в древнем Риме. Пьеса
«Perinto» (Наследство) и сборник рассказов «Kuolema» (Смерть) пронизаны
пессимизмом. В годы империалистической войны вышел сборник его рассказов
«Syvyydesta» (Из глубины), изображающий ужасы подводной войны, и
фантастическо-утопический роман «Jlos helvetista» (Воскресение из ада), в к-ром
он ставит вопрос о необходимости окончить войну. Во время пролетарской революции
в Финляндии в 1918 Лехтимяки принимал участие в революции как редактор газеты,
за что после поражения революции некоторое время находился в концлагере. После
1918 вышли две части его неоконченного романа «Taistelija» (Борец), к-рый по
мысли автора должен был изобразить все этапы рабочего движения Финляндии.
Ирмари Рантамала (
1868—1918) — сын батрака. Был учителем народной школы, коммерсантом в
Петрограде, корреспондентом и т. д. Является одним из виднейших писателей
Финляндии. Во время пролетарской революции в Финляндии в 1918 он был на стороне
пролетариата и весною 1918 расстрелян белогвардейцами.
Первым лит-ым трудом Рантамала был
опубликованный в 1909 большой роман «Harpama», за к-рым последовал роман
«Martva» (Мартва), представлявший собой продолжение первого. В этих романах
показаны картины спекуляции, интриг, подлогов и обманов, к-рыми достигаются
богатства правящих классов; наряду с этим автор уделяет внимание деятельности
русских революционеров, работе агитаторов национальной партии и т. д. Вместе с
тем в творчестве Рантамала проявляются черты анархизма, индивидуализма,
своеобразного богоискательства и национализма. В течение 9 лет он написал 26
произведений, из к-рых большинство под псевдонимом Майю Лассила; это повести и
рассказы из жизни крестьян: «За спичками в долг» (лучшее произведение писателя),
«На распутьи жизни» (1912), «Любовь» (1912); пьесы «Любовь вдов» (1912),
«Молодой мельник» (1912) и т. д. Под псевдонимом У. Ватанен вышла его книга
«Беспомощные» (1916), в которой ярко изображается, как капитализм в деревне
разрушает хозяйство и семью мелкого крестьянина и заставляет его идти на завод.
Гражданская война 1918 глубоко затронула всю
общественную жизнь Финляндии. Финляндия получила свое национальное
самоопределение от сов. власти в конце 1917, тем не менее финская буржуазия
боролась в гражданской войне в 1918 против рабочего класса под демагогическим
лозунгом «за освобождение Финляндии от власти русских». Гражданская война
означала для финской буржуазии переход на путь открытой диктатуры над широкими
народными массами. В рабочем движении произошел раскол: оформилось революционное
крыло под руководством коммунистической партии, тогда как правое крыло,
возглавлявшееся б. руководителями социал-демократической партии, удерживало
часть рабочих от революционной классовой борьбы.
События 1918 оказали сильнейшее воздействие на
Ф. л. Часть старых, оформившихся еще до империалистической войны, писателей
растерялась в бурных событиях 1918. Об этом особенно ясно свидетельствуют
произведения Ю. Ахо (1861—1921) «Отрывочные размышления за неделю восстания»
(Hajamietteita kapinaviikoilta), «Вспомнишь ли?» (Muistatko?) и А. Ярнефельта,
преданного идеалам толстовства.
С. Ивало и К. Вилкуна , к-рые уже в течение ряда
лет вели в своих исторических произведениях пропаганду финского шовинизма,
оказались после гражданской войны в первых рядах идеологов контрреволюционной
буржуазии. Наиболее кровожадным представителем белогвардейской Ф. л. стал И.
Кианто требовавший во время гражданской войны даже убийства жен рабочих, к-рые
рождают бойцов для Красной гвардии.
Вскоре после окончания гражданской войны в лит-ре
выступил Ф. Э. Силланпяя — писатель, к-рый на ряд лет остался влиятельнейшим в
Ф. л. Особое внимание привлекло его произведение о бедняке Юха Тойвола. Со
значительной объективностью автор рассказывает о событиях 60-х гг. XIX в., когда
особенно высоко поднялось национальное движение. Тем не менее, поскольку книга
изображает социальные движения как своего рода историческую случайность, она, в
условиях современности, оказалась направленной против рабочего класса и его
революционной борьбы. Основа современного общества, по автору — это деревня.
Силланпяя черпает темы для своих произведений почти исключительно из сельской
жизни. Он рисует будничные дни крестьян как зажиточных, так и простых батраков.
Излюбленным фоном описываемых событий являются обычно тихие деревенские пейзажи,
воспроизведенные с большой тонкостью. Однако идеология автора, к-рого принято
называть «крестьянским писателем», чужда заботам и думам широких крестьянских
масс. В одном из последних выступлений Силланпяя заявил, что он против
реакционной буржуазии, но при этом требует, чтобы рабочие не восставали, как в
1918.
К старшему поколению писателей принадлежит И.
Лехтонен (1881—1936), однако главные его произведения написаны в послевоенный
период. Как и многие другие, Лехтонен писал о гражданской войне («Красный
человек» — Punainen mies). Идейно он близок Силланпяя. В своем главном
произведении, большом романе «Путкинотко» (Putkinotko), Лехтонен детально
обрисовывает переживания семьи бедного крестьянина-арендатора.
Из старых, довоенных буржуазных поэтов в период
после гражданской войны сохранили свою известность В. А. Коскенниеми, О.
Маннинен и Эйно Лейно . Все они — мастера формы, причем у Лейно культ формы
нередко приобретает самодовлеющий характер. Коскенниеми в своей поэзии всегда
стремится ставить большие проблемы жизни, к-рые он часто облекает в
символические формы. С Манниненом его связывает философическая покорность перед
судьбой. Ряд произведений этих писателей (Коскенниеми, Маннинен и др.) проникнут
враждой к коммунизму и чрезвычайно ограниченным буржуазным пониманием
«общенациональных идеалов».
Глубокую печать бурные события периода
гражданской войны наложили и на творчество шведских поэтов Финляндии. В лагере
белогвардейцев оказался А. Мерне, в стихах к-рого в свое время звучали
радикально-социалистические мотивы, так что нередко его стихи появлялись в
финских переводах и в рабочей печати. Однако переход в лагерь реакции для
бывшего социалиста все же оказался нелегким — до сих пор Мерне, повидимому,
переживает кризис, пессимизм в его произведениях все возрастает. Другой шведский
поэт, Б. Гриппенберг , без каких бы то ни было колебаний стал певцом
белогвардейщины. В своих более поздних произведениях он прославляет войну в
качестве высшего проявления жизни. Гриппенберг — поэт империалистической
буржуазии.
Гражданская война временно соединила финские и
шведские группировки буржуазии Финляндии против рабочего класса. Реакционные
методы борьбы финской буржуазии после гражданской войны возродили с новой силой
демагогическую агитацию не только против русских, но и против шведов. Так напр.
Я. Финне, писатель, сложившийся в предвоенный период, автор ряда юмористических
и детских произведений, пишет роман-«агитку» против шведоманства.
Вскоре после окончания гражданской войны
демократические слои финского общества начали осознавать, что установившиеся
порядки далеко не соответствуют тем идеалам, за какие они боролись в период
войны за «национальную независимость» Финляндии. Эти настроения отражает в
некоторых своих произведениях драматург и романист Лаури Хаарла. В романе «Война
теней» (Varjojen sota, 1932) он ставит проблему взаимоотношений людей после
гражданской войны. Характерно, что Хаарла не имеет смелости радикально поставить
вопрос о самой гражданской войне. Он оправдывает своих соратников по белому
фронту тем, что они были окрылены «высокими идеалами» о независимости финского
народа и т. д. и что не их вина, если плоды войны захвачены другими. Хаарла
проповедует освобождение от «теней» — гражданской войны, от ненависти и
подозрений, требует забвения и всепрощения. Желая освободиться от теней
недавнего прошлого, автор стремится к беспристрастному изображению как белых,
так и красных фронтовиков. Однако попытка Хаарла терпит полную неудачу.
Действительность мстит ему за его бесхребетное прекраснодушие. В последних своих
работах Хаарла опять развивает идеи, близкие шовинистической буржуазии и
лапуасцам. Развитие кризиса капитализма все сокрушительнее бьет по мелкой
буржуазии и крестьянству, толкая их на поиски реального выхода из создавшегося
положения. Послевоенные классовые сдвиги, особенно среди крестьянства и
мелкобуржуазных слоев города, получили свое рельефное отражение в
литературно-художественной группе, которая известна под названием «носителей
огня» (tulenkantajat). Эта группа образовалась гл. обр. из молодежи, по своему
возрасту не принимавшей участия в гражданской войне. Эта молодежь начала с того,
что отреклась от ответственности за все свершенное старшим поколением. Свою
задачу участники группы увидели в том, чтобы соединить все молодое поколение,
дать каждому возможность высказаться; необходимо, полагали они, открыть окно в
Европу — вновь завязать культурные связи с миром, порванные войной, а также
переоценить все ценности. Свою первоочередную задачу они видели в обновлении
культурной жизни, от к-рой, по их мнению, зависит и материальное благополучие
народа. Движение «носителей огня» падает примерно на годы 1924—1930. Наиболее
выдающимися представителями группы в то время были М. Вальтари, Э. Вала, О.
Пааволайнен.
У группы был свой журнал — «Tulenkantajat».
Члены группы «носителей огня» писали стихи, романы, путевые очерки,
литературно-художественные статьи. Несмотря, однако, на обилие лит-ой продукции,
лишь немногие произведения их могут претендовать на подлинную художественную
значимость. Тем не менее движение «носителей огня» имело важное значение для
культурной и политической жизни Финляндии. Группа распалась, когда в 1930 был
проведен более откровенный реакционный курс в политике страны. Часть группы
открыто сомкнулась с лапуасцами. Однако, если часть «носителей огня» перешла в
лагерь реакции, то другая часть пытается найти выход в ином направлении. Так
образовалась левая группа интеллигенции, к-рая поставила перед собой ряд
культурных и даже политических задач. Часть этой группы стремится найти пути к
борющемуся классу, популяризирует Советский Союз и его лит-ру, а также
интернациональную революционную лит-ру. Органами этой группы являются
еженедельная газета, выходящая под старым названием «Tulenkantajat»
(руководитель Э. Вала) и литературно-критический «Литературный журнал» (Kirjallisuuslehti),
возглавляемый Я. Пеннанен (Jarno Pennanen).
Из среды этих левых прогрессивных групп
интеллигенции выдвинулся ряд молодых писателей и критиков. Таковы критики: Я.
Пеннанен, Р. Пальмгрен и Капеу Мирям Рюдберг, поэты Катри Вала , Вильё Каява ,
Арво Туртиайнен, Эльви Синерво ; талантливый прозаик-крестьянин Пентти Хаанпяя и
др.
Первый сборник рассказов Хаанпяя «Ветер идет
через них» (Tuuli käy heidanylitseen) обратил на себя большое внимание не только
в Финляндии, но и в скандинавских странах, где его произведения скоро появились
в переводах. С большим мастерством Хаанпяя описывает родную природу; следующая
книга Хаанпяя — «Поле и казарма» (Kenttiä ja kasarmi) — вызвала бурю в
общественных кругах Финляндии; буржуазная печать начала травлю автора. В своей
книге Хаанпяя показал кусок подлинной жизни финских солдат в армии, изобразив
при этом скрытую, но упорную борьбу, к-рая в буржуазной армии ведется между
командным и рядовым составом. Книга появилась как протест и призыв к борьбе и
обнаружила основные настроения крестьянских масс. Помимо названных книг, перу
Хаанпяя принадлежит еще «История трех Теряпяя» (Kolmen Töäpään tarina), «Сын
Хота-Лени» (Hota Leenan poika) и другие, из к-рых особенно значителен роман
«Isänät ja isäntien varjot» (Хозяева и тени хозяев, 1935), где Хаанпяя
показывает, как банки во время экономического кризиса распродавали с молотка
крестьянские хозяйства и крестьяне превращались в пролетариев. Характер книги
настолько отчетливо антикапиталистический, что ни одно из буржуазных издательств
не пожелало издать книгу. В романе «Syntyyko uusi suku» (Рождается ли новое
поколение?, 1937) и сборнике новелл «Laume» (Стадо) он рисует нужду трудящегося
крестьянства и сельской бедноты северной части Финляндии; в новеллах Хаанпяя все
чаще начинает проступать обличение капиталистической системы.
Катри Вала
в первых своих стихах выступает как мастер стиля, вопросам формы уделяя
преимущественное внимание. Когда же общий экономический кризис глубоко потряс
устои страны, а реакционная буржуазия совместно с организацией лапуасцев повела
открытое наступление на трудящихся, в стихах Вала начали все громче и громче
звучать социально-политические мотивы, он выступил в них против мракобесия
реакционеров. Из стихов Вала опубликовано: «Kaukainen puutarina» (Дальний сад,
1924), «Maan laitun» (Пристань земли, 1930), «Paluu» (Возвращение, 1934) и др.
К поэзии Вала близок поэт
Вильё Каява. Свои сборники стихов «Rakentajat»
(Строители, 1936) и «Murrosvuodet» (Годы перелома, 1937) Каява всецело посвящает
эпизодам из жизни рабочих, отражая, особенно в последнем сборнике стихов,
взгляды революционных рабочих. Сборник стихов
Арво Туртиайнен «Muutos» (Перемена,
1936) представляет собой собрание пролетарских песен, лирики.
Эльви Синерво
в сборнике новелл «Runo Söörnäisistä» (Стих из Серняйнен, 1937) правдиво рисует
судьбу жителей рабочего района гор. Хельсинки. Следует еще указать на
«Литературный журнал» и так наз. «Kirjailijaryhmä Kiilan albumissa» (альбом
литературной группы Киила, 1937), в к-рых сотрудничает ряд молодых талантливых
левых писателей.
В заключение следует остановиться на творчестве
писателей, идейно связанных с финским реформизмом. Наиболее известным их
представителем в настоящее время является Тайво Пекканен, отражающий
мировоззрение тех слоев рабочих, к-рые находятся под большим влиянием
социал-демократических лидеров (роман «Под тенью завода» — Tehnaan varjossa,
1933, и др.). В период кризиса капитализма Пекканен заметно продвинулся влево и
поддерживал связь с вышеупомянутой прогрессивной группой, но все же его
последние романы «Kauppiaitten lapset» (Дети купцов, 1935) и «Isänmaan ranta»
(Берег родины, 1937) свидетельствуют о том, что этот сдвиг не является особенно
значительным. Так напр. в романе «Берег родины», изображая ход забастовки,
Пекканен показывает, как радикальные элементы рабочих устраняют реформистское
руководство, но симпатии автора все же склоняются на сторону бывшего лидера. В
связи с гражданской войной часть рабочих-писателей эмигрировала за границу и
продолжает там свою лит-ую деятельность. В Финляндии после гражданской войны
появились произведения К. Валли и других писателей, деятельность которых так
или иначе была связана с революционным движением рабочего класса.
(по материалам фундаментальной электронной библиотеки "Русская литература и
фольклор" feb-web.ru
)
|
|