А.Стриндберг
СВЯЩЕННЫЙ БЫК, ИЛИ ТОРЖЕСТВО ЛЖИ
В краю фараонов, где
хлеб доставался дорого, а на ниве религии наблюдалось неслыханное изобилие, где
священно было все, кроме податного сословия, где священный навозный жук под
священным покровительством святой религии скатывал свои священные навозные
шарики, – в этом краю в один прекрасный день, после того как священный Нил уже
отхлынул, оставив у подножья стройных пальм слой священного ила, один молодой
феллах, нисколько не заботясь о том, что с вершин пирамид на его весенние труды
взирают тридцать веков истории, остановился посреди поля, заглядевшись на
радостное зрелище, которое являл собою бык Александр, выполнявший в эту минуту
обязанность, необходимую для продолжения рода.
Вдруг, откуда ни
возьмись, с севера показалась рыжая песчаная туча и из‑за горизонта над
заколебавшейся поверхностью пустыни одна за другой высовываются верблюжьи
головы; караван приближается, вырастая на глазах, и вот уже перепуганный феллах
бухнулся челом оземь перед тремя служителями Осириса с их торжественной свитой.
Священнослужители
слезли с верблюдов, но даже внимания не обратили на феллаха, который
распростерся перед ними во прахе. Ибо любопытные взоры священных особ были
прикованы к неукротимому быку. Они приблизились, со всех сторон оглядели
разгоряченное животное, потыкали пальцами ему в бока, заглянули в пасть и вдруг,
затрепетав, поверглись перед быком на колени и затянули священный гимн.
А бык, исполнив свой
долг в отношении грядущего потомства, обнюхал своих нечаянных почитателей, потом
повернулся к ним задом и обмахнул всех хвостом по физиономиям.
Тогда добрые
священнослужители, встав с колен, обратились к бедному, растерявшемуся от
неожиданности феллаху со словами:
– Счастливый
смертный! Солнцу угодно было, чтобы твои нечистые руки взрастили быка Аписа
[1], одна тысяча шестисотое воплощение Осириса.
– Ах, господа
хорошие! По‑настоящему‑то ведь его звать Александром, – возразил им ошеломленный
феллах.
– Замолчи,
несчастный дурень! У твоего быка знак луны во лбу, на боках метки и скарабей под
языком. Он – сын солнца!
– Что вы, господа!
Никак это невозможно! Его отец был бык из нашего деревенского стада.
– Пошел прочь,
болван! – закричали на феллаха возмущенные жрецы. – С этой минуты согласно
священным законам Мемфиса бык больше тебе не принадлежит.
Сколько ни возражал
феллах против такого попрания права частной собственности, все было тщетно.
Священнослужители старались, как могли, внести ясность в его неискушенный ум, но
так и не сумели втолковать феллаху, что его бык – божество; тогда они просто
приказали бывшему хозяину быка хранить нерушимое молчание касательно скотского
происхождения священного существа, а сами, не мешкая, увели быка с собою.
* * *
Освещенный лучами
утреннего солнца, храм Аписа своим необыкновенным видом производил на
непосвященных таинственное и величественное впечатление, зато для посвященных он
был скорее даже забавен, поскольку они разбирались в его символах, которые
ровным счетом ничего не символизировали.
Возле одного из
огромных пилонов
[2] несколько деревенских баб, сбившись в кучку, дожидались,
когда откроют ворота храма, чтобы отдать служителям кадушки с молоком – обычную
дань новоявленному божеству.
Наконец где‑то в
глубине храма глухо прогудела труба, и в воротах приоткрылось окошечко.
Невидимые руки приняли протянутые им кадушки, и окошечко опять захлопнулось.
Тем временем внутри
храма, в самом его святилище, бык Александр жевал в своем стойле клок сена,
поглядывая на младших жрецов, сбивавших масло для медовых лепешек, которых после
соблаговолят откушать старшие жрецы в честь бога Аписа.
– А молоко‑то стало
куда хуже против прежнего, – заметил один из жрецов.
– Растет безверие! –
отозвался другой.
– Да подвинься же
ты, осел упрямый! – крикнул третий, который чистил быка, и в подкрепление своих
слов дал ему пинка в грудь.
– На убыль пошла
религия‑то, – заговорил снова первый. – Да ну ее к бесу, религию эту!
Хуже, что в делах прибыли не стало.
– Народ ведь не
может без религии. А уж какая она там – не все ли равно! Какая есть, такая пусть
и будет!
– Ну поворотись же,
чучело ты этакое! – послышался снова голос скотника, который продолжал чистить
быка. – Завтра такого боженьку из себя будешь изображать, что народ прямо
очумеет от радости!
Все жрецы так и
покатились со смеху, они хохотали до упаду, от всей души, как только умеет
хохотать просвещенное духовенство.
А на другой день,
назначенный для празднества, быка разукрасили гирляндами и венками, увили
шелковыми лентами и повели следом за целой толпой детей и музыкантов вкруг
храма, чтобы народ мог на него любоваться и выражать свое поклонение.
Все шло как нельзя
лучше, и поначалу ничто не нарушало всеобщего ликования. Но злая судьба устроила
так, что несчастный прежний хозяин быка Александра, измученный мыслями о
предстоящих податях, как раз в это утро отправился в город со своей коровенкой,
чтобы продать ее на базаре. Там‑то он с ней и стоял, когда из‑за угла на площадь
вывернуло праздничное шествие и рядом с коровкой вдруг оказался ее супруг, с
которым она была разлучена вот уже несколько месяцев. Бык, в котором за время
вынужденного соломенного вдовства накопилась небывалая сила, почуяв любезный ему
запах супружницы, позабыл о своих божественных обязанностях, отбросил свою
постылую роль и, раскидав сторожей, ринулся со всех ног к своей дражайшей
половине.
Дело приняло опасный
оборот – надо было во что бы то ни стало спасать положение. На беду для
духовенства, феллах и сам так обрадовался встрече с быком, что не удержался и,
не помня себя от восторга, закричал:
– Ах, бедненький ты
мой Александр! Уж как я по тебе соскучился!
Но у жрецов ответ
был наготове:
– Какое кощунство!
Убейте святотатца!
Феллаха, которому
разъяренная толпа как следует намяла бока, стражи порядка взяли под локотки и
потащили в суд. Выслушав предупреждение, что в суде надо отвечать только правду,
феллах упрямо твердил, что это, мол, его собственный бык, который под кличкой
Александр служил в общинном стаде производителем.
Но судьи вовсе не
интересовались истинным положением вещей: феллаху надлежало оправдаться в
предъявленном ему обвинении.
– Правда ли, что ты
кощунственно называл священного быка Александром?
– Вестимо,
Александром и назвал. А то как же его называть, коли он…
– Довольно! Ты
называл его Александром!
– Как же иначе, раз
это правда!
– Так, значит, не
надо было говорить правду.
– Что же, выходит,
врать надо?
– Зачем уж так сразу
– врать! Это называется – уважать мнение других людей.
– Каких же таких –
других?
– Уж будто сам не
знаешь! Мнение окружающих… всех остальных людей.
– Вот вы, почтенные
судьи, и уважили бы мое мнение насчет быка Александра, да и оставили бы меня в
покое.
– Пойми, дуралей ты
этакий, что другие – это не ты!
– Ясное дело! Понял!
Другие – это все, кроме феллаха.
– Слушай, уж не
собираешься ли ты меня учить? Ступай‑ка отсюда, и пусть жрецы сами решают, как с
тобой поступить.
Феллаха привели в
храм Осириса, и, как ни странно, ему, против ожидания, удалось быстро
столковаться с верховным жрецом.
Верховный жрец не
стал спорить с феллахом, что это и в самом деле бык Александр, вот только, мол,
говорить об этом не полагается, потому что… Ну, одним словом, так уж сложилось,
что наше общество, держится на молчаливой договоренности, и потому, дескать,
хочешь не хочешь, а приходится уважать чужие убеждения.
– Так отчего же,
ей‑богу, не уважить тогда убеждения феллаха! Ведь и феллах для остальных людей
тоже – другой человек.
Верховному жрецу,
человеку порядочному и добросердечному, самому надоело лукавить, к тому же
бесхитростный подход феллаха к этому вопросу затронул его за живое. Он
вообразил, что подоспел удобный случай, когда можно предложить кое‑какие
реформы. Посовещавшись с сослуживцами, он впустил в преддверие храма народ,
который толпился в ожидании перед наружными пилонами, и, сняв свое облачение, в
обыкновенной светской тунике поднялся на алтарное возвышение, чтобы оттуда
держать речь.
– Дети мои! – так
начал он.
Но среди изумленного
народа, не узнававшего его в непривычном одеянии, началось волнение.
– Дети мои! –
воззвал верховный жрец. – Не одежда – главное в человеке. Разве не видите вы,
дети мои, что это я – верховный жрец Осириса?
В толпе поднялся
ропот.
– Так вот, дети мои!
Пришло время посвятить вас в святые таинства. Не бойтесь! Я – простой, смертный
человек, такой же, как и вы, и, чтобы вы меня не боялись, я снял свое облачение.
Вы принимали быка, этот символ всеоплодотворяющего солнца, за самое божество. –
И, обернувшись к священнослужителям, он продолжал: – Снимите завесу с дверей
храма!
Толпа, никогда не
видавшая внутренних помещений, поверглась на колени перед изображениями сфинксов
и Осириса, которые показались за приоткрытой завесой.
Никто не смел
поднять глаз.
– Встаньте же, –
уговаривал жрец. – Ну, встаньте же!
Завесу сняли совсем.
И изумленным взорам людей открылся в глубине храма обыкновенный хлев, а в хлеву,
развалясь на подстилке, лежал священный бык и пережевывал жвачку.
– Перед вами бык
Александр, – воскликнул жрец. – Вы думали, что это – бог, а на самом деле это
всего лишь бессмысленная скотина. Не так ли, феллах?
По толпе прокатился
вопль ужаса, и среди общего гомона послышался пронзительный женский крик:
– Он – осквернитель
храма! Долой лжеца и святотатца! Не прошло и минуты, как верховный жрец был
задушен женщинами. Тело его выволокли из храма и швырнули в колодец.
То же самое было
проделано и с феллахом, который своим кощунством оскорбил святую ложь.
Примечания